02.02.17

Грандиозные аферы в Одесском порту - кто ответит за разворованные миллиарды?

Суммы разворованных и пущенных на ветер средств в одесском порту измеряются миллиардами


Так на Карантинном молу намывалась территория площадью 19,3 га

Строительство контейнерного терминала в Одесском порту стало в Украине одним из самых грандиозных за все годы независимости проявлений коррупции, бесхозяйственности и разворовывания государственных средств. Во время его исполнения планировалось намыть территорию площадью 19,3 га, построить причальную линию протяженностью 650 м и волнолом длиной 900 м, углубить дно возле причалов до 15 м. Проектная стоимость строительства составляла более 5 млрд грн, из которых 2,7 млрд грн государственных средств финансировалось через Одесский филиал АМПУ.

Проект стартовал в 2010 году и согласно плану должен был быть закончен в этом году. Все эти годы в местных одесских рейтингах он побеждал в номинации «Лучший распил года». С самого начала строительства дотошные одесситы удивлялись - почему одесский порт закупает песок для строительства на Карантинном молу в то время, когда на морскую свалку Одесского порта вывозился песок со строительства гигантской подводной траншеи длиной 4,3 км в которую уложили пластиковую трубу диаметром 2 м от станции биоочистки.

При намыве действовала интересная схема: Одесский филиал АМПУ сдал песчаную банку в аренду прокладке, а потом порт ей же платил за песок. По бумагам, объем намытого за шпунтовую стенку песка составил порядка 2,9 млн куб.м., а самое интересное заключается в том, что вымывание песка для траншеи и намыв песка для строительства терминала осуществляла одна и та же фирма – ООО "Мебиус Констракшн Юкрейн". Про утонувший в 2014 г. волнолом писали уже все, поэтому стоит лишь упомянуть, что его возводила эта же фирма, а также создавала под него котлован объемом дноуглубления 750 тыс. куб.м. и сооружала его основание - укладку георешетки, намыв песка, щебеночную и каменную подушки.

Огласив номинацию «Лучший распил года», одесские СМИ обратили внимание, что песок для терминала доставляется аж из Затоки, при этом иронично замечая: «Действительно, ведь нигде поблизости нет же песка, где ж его возьмешь в море?». Дело было не столько в расстоянии, сколько в том, что этот песок добывали в ходе дноуглубительных работ в Белгород-Днестровском порту. То есть, Белгород-Днестровский порт платил за отбор и вывоз песка, а Одесский порт – за забор и доставку того же песка. А то, что отбор песка для одного порта и забор песка для другого порта – это одна и та же операция за государственные деньги, до сих пор предпочитают не замечать.

Таким образом, при строительстве контейнерного терминала государство за песок платило дважды. Мало того что платило дважды – так еще и по космической цене, в которую закладывались не только дальние перевозки, но и нереальные глубины выемки, фрахтовые ставки на дноуглубительный флот и стоимость дизельного топлива.

С тех пор в Одессе говорят, что бизнес по намывке песка за государственный счет по доходности конкурирует с проституцией и наркотиками. Причем, абсолютно безопасный бизнес - через 10 минут после подписания актов проверить объемы песка уже невозможно.

Результат строительства контейнерного терминала Одесским филиалом АМПУ – зарыты в песок и утоплены в море миллиарды государственных денег, перспективы окончания строительства неизвестны.

Масштабами и разнообразием схем хищения государственных денег упомянутый проект затмил разбазаривание государственных средств на другом серьезном проекте – нескончаемом строительстве причала 1-з на Андросовском молу, на базе которого планируется разместить комплекс по перегрузке зерна. Реализация проекта со стороны АМПУ предусматривала проведение дноуглубительных работ до отметки 12 м и сооружение причала длиной 254 м и шириной 35 м. Строительство причала началось в 2010, его первоначальная проектная стоимость составляла 362 млн. грн., затем она возросла 422 млн. грн., а сейчас превысила 600 млн. грн.

Андросовский мол
Строительство причала 1-з на Андросовском молу

Во время строительства постоянно пересчитывались перспективы дноуглубления, нагрузки на причал, появлялись препятствия в зоне дноуглубления, разрушались установленные сваи, возникала необходимость установки дополнительных свай, осуществлялись водолазные осмотры, заказывались изменения к проекту, проводилась экспертиза изменений, получались разрешения, корректировался титул строительства, вносились изменения в финпланы – работа кипела, но строительство шло крайне медленно.

В 2015 году тендер на право строительства причала 1-з на Андросовском молу Одесского порта выиграла малоизвестная фирма «Лигос УА», которая предложила за свои услуги 252,8 млн. гривен. Эта фирма была зарегистрирована всего за год до этого в Мариуполе с уставным фондом… 150 гривен!

Причал 1-з должен был быть введен в эксплуатацию в 2014 году, однако не сдан до сих пор, а срок сдвинули на 2018 год. При изучении истории строительства причала 1-з вспоминается одесский анекдот:
Адвокат сын говорит отцу, старому адвокату:
- Папа, поздравь меня. Я выиграл дело, которое ты не мог выиграть в течение 10 лет.
Отец раздраженно отвечает:
- Вы только посмотрите на этого идиота! Он за один день закончил дело, которое кормило нашу семью почти 10 лет!
Этот анекдот становится еще более актуальным в свете того, что в центре Одессы абсолютно не нужны ни комплекс по перевалке контейнеров ни зерновой терминал. Их строительству в этом месте нет ни в экономического, ни логистического, ни экологического ни никакого другого обоснования кроме кормежки различных семей и кланов со строительства за государственный счет. Но это другая история…

Нас больше интересуют фамилии тех, кто непосредственно сядет, если уголовные дела по многочисленным фактам злоупотреблений в Одесском порту будут успешно доведены до конца.

В недавней публикации «Кто исполнял коррупционные схемы в Одесском порту?» указывается, что исполнением большинства правонарушений в порту руководил Михаил Соколов, который возглавляет администрацию Одесского порта с момента ее создания в 2013 году. В начале 2016 года, министр инфраструктуры Омелян под давлением многочисленных фактов был вынужден отстранить Соколова от должности.

Во время его руководства в Одесском порту происходили наиболее значительные злоупотребления. В указанной статье утверждается, что именно руками Соколова Одесский филиал АМПУ «был превращен в гигантскую воронку по поглощению бюджетных средств и в рекордсмена по числу шокирующих журналистских расследований, по суммам поборов с бизнес-структур и по количеству разворованных и пущенных на ветер государственных средств».

Также приводятся многочисленные факты злоупотреблений, по сравнению с которыми двойная продажа песка государству может показаться детскими шалостями. Даже поверхностный анализ этих злоупотреблений подтверждает, что в Одесском порту были специально созданы условия для деятельности организованной преступной группы, целью которой является беззастенчивое разворовывание государственных средств. Сообщается, что в целом размер нанесенного государству ущерба в Одесском порту исчисляется десятками миллиардов гривен.

Соколов не является самостоятельной фигурой, он лишь четко выполнял указания поставивших его на эту должность своих хозяев, в том числе по продвижению в порту интересов определенных частных предприятий. С целью осуществления противоправных схем по хищению средств государственного предприятия он окружил себя лицами, которые усердно «пилили» средства госпредприятия с помощью различного рода фиктивных тендеров, фиктивных работ и услуг, откатов, фирм-прокладок, приписок во время дноуглублений и т.д. Среди них выделяется его первый заместитель Руслан Сахаутдинов, который контролировал финансовые потоки и исполнял роль «кошелька».

Михаил Соколов
Михаил Соколов пересчитывает черный нал

Можно уверенно говорить, что без Соколова не реализовывалась ни одна коррупционная схема, связанная с деятельностью администрации Одесского порта. Видимо из-за постоянной занятости поборами с грузоперевозчиков и стивидоров, ему некогда было заниматься судоверфью, которая при нем стала убыточной, реконструкцией Морвокзала и запуском в эксплуатацию находящейся рядом разрушающейся гостиницы. Он не сумел проявить себя как эффективный менеджер и реализовать хоть какой-то проект. Зато его ценят за то что он не закончил ни единого «дела которое кормило семью»!

В 2016 году правоохранительные органы значительно повысили свою активность в раскрытии многочисленных преступлений в Одесском порту. В администрации были проведены обыски – кроме всего прочего, изымалась документация, связанная с коррупционными тендерами, проводившимися для дноуглубления. Нацполиция уже сообщила, что при проведении дноуглубительных работ должностные лица администрации присвоили немалые государственные средства.

Ранее СБУ задокументировало факты злоупотребления служебным положением должностными лицами администрации порта при заключении и реализации договоров аренды государственного имущества. «Стало известно, что в результате действий определенных должностных лиц государству был нанесен ущерб в размере более 1 млрд. гривен», - говорилось в сообщении СБУ. Было установлено, что должностные лица порта и Министерства инфраструктуры передали, вопреки интересам государства, ряд объектов порта в аренду частным предпринимателям. В результате этого государственный порт искусственно потерял возможность оказывать полный спектр стивидорных услуг (работы, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, укладки грузов на судне), уменьшая поступления в бюджет Украины. При Соколове доходы Одесского порта от стивидорной деятельности уменьшились в разы, оседая в виде теневых доходов в карманах влиятельных людей, стоящих за стивидорными компаниями.

Кроме того, в администрации были выявлены необоснованные растраты, обнаружены финансовые махинации с недополученной прибылью за эксплуатацию причалов, списанием горючего "налево", завышением стоимости строительных работ, а также выплатой налогов и взносов в фонды социального страхования.

Полная сумма прямых и косвенных убытков в результате различных злоупотреблений в Одесском порту за последние годы составляет порядка миллиарда долларов. Значительная часть этих денег была разворована, немалая доля была пущена на ветер в результате бесхозяйственности администрации порта.

Однако вопрос, окажется ли Соколов с подельниками на скамье подсудимых, не является главным. Сейчас более важно остановить запущенные им коррупционные механизмы, ликвидировать тянущуюся до Министерства инфраструктуры коррупционную вертикаль и прекратить разворовывание и разбазаривание государственных средств в Одесском порту.

Prioritet

Читайте также: Кто исполнял коррупционные схемы в Одесском порту?

Популярні публікації