04.10.15

Кто возглавит Мининфраструктуры?

Кто возглавит Мининфраструктуры?
Министра инфраструктуры Андрея Пивоварского «увольняют» почти столько же времени, сколько он занимает эту должность. Он оказался слишком легкой мишенью для критики в силу того, что его ведомство управляет сразу несколькими отраслями, и в каждой из них многие хотели увидеть реформы, но не увидели.
В этом смысле Пивоварский мало чем отличается от других министров – показать большие успехи в реформах, а не только пиаре, не может почти никто. Зато его отличает то, что ему приходится управлять именно теми отраслями, в которых крайне заинтересованы олигархи и ближайшие окружения премьера. Но, будучи, возможно, не лучшим в мире министром, Пивоварский может уступить свое место вообще не министру, а «серому кардиналу» - Игорю Кононенко, который, по всем признакам, в обход президентской команды решил навести свой собственный порядок, получив под свой контроль транспорт и связь, а вместе с ними – миллиарды гривен бюджетных средств.

Может быть, в меньшей степени, чем Кононенко в парламенте, но Пивоварский тоже представляет президентскую квоту - в правительстве. Министром очень недовольны в администрации президента, поскольку Мининфраструктуры, в общем, не может предъявить общественности почти достижений ни в борьбе с коррупцией, ни в реформе подведомственных отраслей. Планов у действующего министра – много. Реализованных – ни одного.
Например, в Укрзализныце так и не были сформированы обоснованные тарифы и не была реформирована система госзакупок. Источники на Банковой твердят, что президент регулярно подталкивает министра на решительные и инновационные меры, но тот не может продвинуться, упираясь в сопротивление среднего управленческого звена и влиятельных бизнесменов, которые давят на него через правительство. В коалиционном соглашении четко указано, что Укрзализныця должна стать публичной акционерной компанией. В этом году процесс трансформации должен был быть завершен, но этого не случилось, кто-то этого не хочет, и это не Пивоварский.
Нередко министр демонстрирует некоторую некомпетентность, как в случае с Укравтодором. В частности, летом этого года Пивоварский сообщил сенсационную новость о том, что он ликвидировал Укравтодор, хотя имел в виду госкомпанию «Автомобильные дороги Украины». Министру пришлось в авральном порядке давать уточнения, но было поздно – полстраны до сих пор уверена, что Укравтодора больше нет.
К своим достижениям министр относит концессию на строительство дороги Львов-Краковец. Но назвать это концессией можно с большой натяжкой, поскольку дорога в итоге все равно будет оплачена из бюджета. Но, надо отдать должное, дорога таки строится.
Реформа управления дорогами, при которой 65% дорог планируется передать местным властям, крайне сомнительна, поскольку у местных властей не будет так много сборов топливно-дорожного акциза, чтобы вообще думать о дорогах как таковых, не говоря уже о качественных. И эту “реформу” пытался протащить еще Николай Азаров, чтобы все успокоились.
Нечто подобное происходит в авиации, морском и речном транспорте. Одесский губернатор Михаил Саакашвили, как известно, публично выпорол главу Укравиаслужбы господина Антонюка за лоббирование интересов одной авиакомпании, но понадобилось вмешательство президента, чтобы того наконец уволили. Саакашвили также своими руками шерстит порты, которые как были монополизированы олигархами, так и остаются.
Пивоварский поднял на флаг реанимацию речного транспорта, как перспективного, тогда как сейчас он играет одну из последних ролей в инфраструктуре страны. Самое забавное, что развитие речного транспорта обосновывалось ростом нагрузки на автодороги, которые уничтожаются под колесами перегруженных в разы фур. Но где взять деньги на усиление весового контроля на дорогах, ответа нет.
Наконец, Пивоварскому ставят в вину работу на ныне покойного олигарха Игоря Еремеева, интересы которого якобы отстаивал министр.
Таким образом, отставка как бы напрашивается сама собой. Но не все так однозначно.
Дело в том, что нынешний образ Пивоварского сформировался не только благодаря его собственным просчетам. Имидж «никудышного управленца» был ему в не меньшей степени искусственно навязан и мастерски слеплен. Все, что было написано здесь выше – не только объективная реальность, а и плоды кропотливой пиар-кампании против Пивоварского. Недруги министра не щадят сил и средств, чтобы уволить его с позором.
Специально для этих целей был создан сайт «Стрелочник», на котором собраны все обвинения и фейки против Пивоварского, а также его заместителя Владимира Омеляна. Последнему досталось даже больше – пиарщики вывалили тонны компромата на его жену. О достоверности этой информации лучше вообще не судить.
Руководитель Укравтодора Сергей Пидгайный, тоже будучи человеком из орбиты Арсения Яценюка, долго списывал все свои проколы на некомпетентность Мининфраструктуры, при этом сам так и не смог показать результата – жалоб на отсутствие денег недостаточно. К тому же денег не дает именно Яценюк, и именно он не помог реструктуризировать миллиардные долги Укравтодора, и именно он не позволяет Пивоварскому создать Дорожный фонд, успешно тратя деньги топливного акциза на «повышение социальных стандартов». И вот на днях Пидгайный громко заявил о своей отставке. В итоге складывается такое впечатление, что только лишь люди Яценюка и топят Пивоварского. Действительно, не может же так поступать президент…
На самом же деле другие факты указывают на то, что министр был атакован со всех сторон, но основной бенефициар проблем Пивоварского - и не премьер, и не президент, а соратник главы государства, один из руководителей фракции БПП Игорь Кононенко. Журнал «Новое время» откровенно назвал его одним из членов теневого правительства наряду с Николаем Мартыненко и Андреем Иванчуком, которые выстроили свою пирамиду власти.
Скорее всего, не случайно в конце июля этого года журнал «Фокус» задал Кононенко вопрос, правда ли, что он может возглавить Минтопэнерго или Мининфраструктуры. И Кононенко послал сигнал: «Если бы прозвучало конкретное предложение, я бы подумал. А вопрос должности для меня вообще не стоит. Я вышел из бизнеса и руководил довольно крупными проектами. Мне интересно что-то создавать, а какая у меня будет должность или приставка к ней – вице-, первый вице- и т. д. – меня не волнует». Ну, так обычно все говорят. Жаль, не добавил «за державу обидно».
10 сентября о желании Кононенко стать министром инфраструктуры заговорил политолог Вадим Карасев, который, как правило, просто так ничего не говорит. А ровно через шесть дней после этого Кононенко решил ускорить процесс и прямо заявил, что «к работе Пивоварского есть претензии». Но не уточнил, чьи именно это претензии.
В разлетевшейся новости об этом есть точно такая же цитата, как и в «Фокусе»: «Если будут какие-то предложения о работе в правительстве лично от премьера, я их рассмотрю».
Стоит отметить, что Кононенко технично переводит стрелки с президента на Яценюка, хотя премьер тут человек подневольный, и инициатива от него исходить попросту не может. Значит, это не что иное как давление на президента со стороны старого и проверенного годами друга. В общем, все это он мог бы говорить с глазу на глаз, но расчет сделан на то, что если еще и пресса об этом судачит, значит, надо полагать, Кононенко – правильный выбор. Это очень наивная и примитивная схема пиара, которая, впрочем, одними считается канонической (авось прокатит), другими – варварской (рассчитанной на неумного и пугливого оппонента).
Еще раньше Киев был заставлен рекламными щитами со странным текстом "Пиво + Бейлис. А папа знает?". Пиво – это Пивоварский, Бейлис – ресторатор Михаил Бейлин, который якобы курирует Пивоварского, ну, а Папа – это президент, у которого за спиной якобы происходит что-то не то. При чем тут Бейлин осталось загадкой. Но автору этой кампании понравился свой троллинг, поэтому появилось продолжение:
- Яичный ликер (Яценюк) + самогон. Папа знает все. Потребляй ответственно.
- Рогань (Аваков) + коньяк. Папа знает все. Потребляй ответственно.
- Абсент + Совиньон блан (Максим Бланк, замдиректора Укрзализныци, у которого прошли обыски, были найдены крупные суммы денег и наркотики).
Папа знает все. Потребляй ответственно.
Но до сих пор нет никаких данных о том, что «папа» хоть что-то обещал Кононенко, а Пивоварский так и не был уволен. Пиар-кампания против него очень настойчиво говорит о том, что это вот-вот случится, но этого не происходит. И очень многое указывает на то, что Кононенко, имея прямой доступ в кабинет главы государства, подталкивает Порошенко к решению в свою пользу.
«Есть очень большая вероятность, что это кресло получит Игорь Кононенко, один из лидеров фракции БПП в Верховной Раде, доверенный человек президента, которого давно хотят перевести в Кабмин. Он может совместить должности первого вице-премьера и министра инфраструктуры. Однако есть достаточно серьезный риск, что концентрация таких полномочий в руках одного человека от БПП приведет к конфликту между Яценюком и Кононенко и, как результат, возможен раскол коалиции. Идти на такой риск в Администрации Президента и в «Народном фронте» не хотят», - считает Карасев.
Значит, «папа» таки все знает. Но стоит ли армейский друг целых реформ, коалиции да и всей президентской команды, решать ему.

Автор - Игорь Юрченко, главный редактор ПиК

Популярні публікації